|
Божества
ПЕРУН
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян.
Его имя впервые встречается в летописи под 907 годом. После победоносного похода князя Олега на греков греческие
цари Леон и Александр вынуждены были заключить с ним мир и обязались уплачивать дань. Договор был скреплен,
по обычаю, клятвами обеих сторон. Греки-христиане "целовали крест, а Олега с мужами его водили в клятве по закону
русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир".
То же самое повторилось спустя лет сорок, уже при князе Игоре. Греческие послы прибыли в Киев, чтобы привести Игоря
к клятве, записанной в новом мирном договоре: "Призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили
оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его, - сколько было язычников между русскими".
И, наконец, еще спустя лет тридцать князь Святослав поклялся соблюдать мир с греками: "Если же не соблюдем мы чего-либо
из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, - от Перуна и
Волоса, бога скотьего, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие". Заметим, что в клятвах
подчеркивается связь Перуна с оружием: это свидетельствует о его воинственности. Отсюда понятно, почему Перун считался
покровителем князя-воина и его боевой дружины. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения
военного успеха. В священных местах сооружались его изображения. В 980 году князь Владимир, свергнув своего брата
Ярополка, "стал княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме возле двора теремного: деревянного Перуна с серебряной
головой и золотыми усами...".
Добрыня, дядя Владимира, став его наместником в Новгороде, прежде всего "поставил кумира над рекою Волховом, и
приносили ему жертвы новгородцы как богу". Каждый языческий бог у всех народов обладал своими особыми качествами,
имел свои атрибуты, каждому богу были подвластны свои стихии природы и одновременно - свои сферы жизни людей.
Перун - это прежде всего бог грозы (грома). В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник обновления
земли, природы, отсюда - первостепенная роль Перуна. В белорусском и украинском языках слово "перун" означает "гром",
"удар грома". Если молния зажигала какую-то постройку, то говорили: "Перуном спалило". Такой пожар тушить было нельзя.
Известно проклятие, ходившее в народе: "Чтоб тебя Перун убил!" (у словаков: "Перунова стрела в тебя!").
Перун был вооружен палицей, луком со стрелами (молнии - это стрелы, которые метал Перун), топором. Топор считался одним
из главных символов бога. Молния в небе воспринималась не только как стрела, но и как летящий огненный топор Перуна.
Археологи нашли множество миниатюрных бронзовых и железных топориков, датируемых X-XIII веками: им приписывались
сверхъестественные свойства оберегов. Орнаменты на них имели символический смысл: зигзаги означали молнии,
кружок с точкой - солнце. Считалось также: гром возникал, когда Перун трет один о другой два гигантских небесных
жернова.
Перун-громовержец возбуждал в древнем человеке двоякое чувство. С одной стороны, это был страх перед божеством,
владеющим грозными природными стихиями, которые способны нести смерть и разорение. От такого злого божества надо
было искать защиту, им надо было его умилостивить. Верили, что спастись от удара молнии можно, если умыться
"с серебра", то есть погрузив в сосуд для умывания серебряную ложку или золотое кольцо. От молнии предохраняло также
растение чернобыльник. С другой стороны, верили, что всесильный Перун убивает и разгоняет силы зла, наказывает их и
утверждает добрые начала. Воплощением зла считался Змей (не природный большой змей вроде удава, но фантастический,
часто крылатый, многоголовый, пышущий ядом и огнем, враг всего сущего). О борьбе Перуна со Змеем, или шире:
представителей двух противоположных миров, существовали не только славянские мифы, следы которых находят в поздних
славянских сказках. Параллельные сюжеты есть в мифологии и фольклоре у разных народов.
В общих чертах древний сюжет можно передать следующей схемой: Змей, обитатель Нижнего мира
(это подземный - хтонический - мир, мир тьмы, зла, смерти), похищает обитателей Среднего мира - людей, скот - и прячет
их в своих пещерах. Бог Громовник (обитатель Верхнего мира, мира светлых сил) разбивает молотом или палицей скалу и
освобождает пленных. Змей, чтобы спастись, бежит, принимая облик то человека, то разных животных. И таким образом,
меняя личину, он на время ускользает от преследования. Наконец он укрывается под деревом или под камнем - здесь-то бог
на коне либо на колеснице настигает его, ударяет молнией - считалось, что при этом возникает вспышка огня и идет дождь.
Так Перун оказывается тесно связанным помимо огня с культами воды, дерева и камня. Он считается родоначальником
небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь огню земному и обеспечивает людям тепло и жизнь.
С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий
раз как бы рождается заново.
Археологические, этнографические и лингвистические данные позволяют утверждать, что бог с именем Перун, или близкими
именами, был известен всем славянам и многим неславянским народам (сравним: литовский Перкунас, латышский Перконс,
индоевропейский Парджанья, одновременно означающий дождевую тучу и имя бога). Культ Перуна подвергся жестоким ударам с
принятием на Руси христианства. Повсеместно стали свергать его изображения, разрушать посвященные ему святилища.
Летопись описывает, как Владимир перед крещением киевлян безжалостно обошелся со своим прежним языческим покровителем:
"Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его по Боричеву извозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей
колотить его жезлами... И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:
"Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его..." И когда пустили
Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как и до сих пор
зовется". В Новгороде же архиепископ Яким, посланный произвести крещение, порубил Перуна и велел сбросить его в Волхов.
Привязали веревки и волокли его по грязи, избивая жезлами и пиная ногами. В это время в Перуна якобы вошел бес и начал
кричать: "О горе! Ох мне! Достался я этим немилосердным рукам". Плывя по Волхову, Перун забросил свою палицу на мост,
со словами: "Потешайтесь, новгородские люди, и меня поминайте" (не с того ли момента повелся в Новгороде обычай
жестоких побоищ на Волховом мосту между новгородскими молодцами?). Некий селянин, шедший в город, увидел, как Перун
подплывает к берегу, и оттолкнул его шестом, сказав при этом: "Ты досыта ел и пил, а теперь плыви прочь".
Археологи раскопали близ Новгорода, в урочище, носящем название Перынь (!), на холме, огражденном с трех сторон водами
реки, озера и болота, языческое святилище: должно быть, здесь разыгралась тысячу лет назад драма с изваянием Перуна,
описанная в летописи.
В Новгороде же нашли металлическую скульптуру, вероятнее всего - тоже изображение Перуна.
Днем Перуна считался день 20 июля. Перуновым деревом почитали дуб - символ могучей силы.
Перуновым животным - быка, или тура, как самого сильного из близких к человеку животных.
|